Русская Православная Церковь

Мордовская митрополия

Краснослободская и Темниковская епархия

ПОКРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

с. Дракино Торбеевского р-на Республики Мордовия

Рассказы паломника.

Рассказы паломника.

11
Дек
2013
Введение.
 

       Ах, батюшка! - воскликнула после паломнической поездки одна дама священнику, организовавшему эту самую поездку. - Каждая клеточка в моем организме наполнена благодатью!».  Термин «благодать» часто используется в лексиконе людей, так или иначе вращающихся в орбите православия: «благодатный храм», «благодатный батюшка», «благодатная служба».Так, что же такое благодать? Понимаем ли мы значение этого слова? Что это за явление, которое, по мнению многих, отсутствует у иноверцев и которое обильно присутствует в церкви православной?

       В словаре С.И.Ожегова слово «благодать» означает силу, ниспосланную человеку свыше. Свыше-значит от Бога. Сила, по словам того же Ожегова, это физическая и/или моральная возможность активно действовать. Активно действовать – значит жить. Соответственно благодать-это ниспосланная Богом физическая и моральная возможность жить. Нет благодати-нет жизни. Господь по своему великому человеколюбию дал нам эту возможность через святое крещение. Мы же в свою очередь делаем все, что бы этой возможностью не воспользоваться. По этому, мы не живем, а существуем. Мы боимся нарушить привычный уклад нашего существования. Мы старательно избегаем благодати. Потому, что прикосновение к благодати это всегда потрясение. Человек боится потрясений. Это страх от осознания того, что встреча с Источником благодати неизбежна и эта встреча будет непростой. Одна часть людей, оправившихся от  потрясения, считают (по навету сатаны) свою душу обреченной на гибель и продолжают свое падение, а другая часть предпринимает попытки и ищет способы воцерковиться, т.е. привести свою жизнь в порядок установленный Богом. Посещение святых мест, молитва, пост, исповедание грехов, причастие вот тот арсенал средств данный нам Богом для поддержания этого порядка. Особенно любимым и интересным из этого списка занятием для воцерковляющихся является паломничество. Паломничество это поход за благодатью.
1. Сборы.
       Меня всегда поражало, как скоро Господь исполняет желания людей, если эти желания касаются вопросов спасения души. Рассказы знакомых, личные примеры из своей жизни убеждают меня в этом. Вот и очередная моя просьба была исполнена самым чудесным образом. 
       В последнее время я все чаще и чаще мечтал о посещении Троице-Сергиевой лавры. Просьбы посетить лавру, поклониться мощам игумена земли русской я адресовал самому преподобному, перед его иконой, находящейся в Покровском храме с. Дракино, прихожанином которого я являюсь уже лет пять. В один воскресный день, по окончании службы, ко мне подошла тетя Нюра, уже достаточно немолодая женщина, тоже являющаяся прихожанкой этого храма. Обычно, эта уважаемая особа являлась инициатором сбора средств, на какие либо приходские мероприятия и по этому, при ее виде, моя рука автоматически потянулась к карману, где у меня обычно лежит бумажник. Однако, речь зашла не о деньгах.  Она поведала мне, что в ближайшее время с нашего прихода организуется паломническая поездка в Оптину пустынь и спросила, не хотел бы я принять в этом мероприятии участие. Большого энтузиазма это известие у меня не вызвало, т.к. я однажды уже посещал эти места и горячего желания ехать уже однажды езжеными маршрутами у меня не было. По этому, мой положительный ответ был больше жестом вежливости, чем желанием поучаствовать в поездке.  Я осознавал, что шансов на эту поездку у меня практически не было. Во-первых, не было особого интереса. Во-вторых, надвигалась грандиозная ревизия в цехе, начальником которого я являюсь. В-третьих, денежные затраты так или иначе неизбежны, а с этим в данный момент времени у меня было не слишком радужно. Тем не менее, я дал согласие, даже не поинтересовавшись для вида, когда и с кем мы едем. В конце концов, решил я, отказаться никогда не поздно. С тем и ушел домой, больше не вспоминая об этом разговоре. Я забыл, а Господь напомнил. Напомнил через другую прихожанку нашего храма тетю Машу, которая, оказывается, искала меня, и нашла-таки способ сообщить мне о дате и времени отъезда. И вновь не было четкого ответа ехать мне или нет. Решение пришло за два дня до отъезда сразу и однозначно: ехать! Ехать, не смотря ни на что! С точки зрения моих коллег по работе это было полным безрассудством - оставить одних своих подчиненных во время инвентаризации. Но у меня была уверенность, что Господь не посрамит и все будет нормально. Да, и, в конце концов, работа стояла, и стоять будет, а тут дело случая. Примерно с такими мыслями я начал сборы. Разве мог я тогда предположить, что заключительным пунктом нашего путешествие будет посещение Троице-Сергиевой и участие в патриаршей службе в день памяти преподобного Сергия. Однако обо всем по порядку.
2. Оптина.
        Поездка началась прекрасно. Наш монастырский микроавтобус был по происхождению француз, и поэтому ехали мы лихо и комфортно. За четыре часа мы долетели до границы Московской области. Но, как известно в Росси две беды – дураки и дороги. Я, что называется, сглазил. На мое желание польстить нашему руководителю группы и по совместительству водителю о. Амфилохию,  относительно его водительских способностей и качества автомобиля, наш бортовой навигатор отправил нас  на такую дорогу, что стало ясно: смирение главное качество пассажира паломнического автобуса. А сколько добрых слов было сказано нами в адрес нашего республиканского руководства, ибо таких дорог в Мордовии нет уже лет десять. Кое-как выбравшись на нормальную дорогу, мы остановились в придорожном осеннем лесочке, чтобы перекусить, немножко отдохнуть, и заодно обсудить наши дальнейшие планы. Из них следовало, что вернемся домой мы в лучшем случае  в понедельник вечером. Ну что же -  в понедельник, значит в понедельник. Дальнейшая часть пути до монастыря проходила, так сказать, с улучшением своей теоретической базы. Мы смотрели  фильмы об Оптиной пустыни, которые наш батюшка заботливо собрал в поездку. В одном из фильмов рассказывалось о тех людях, которые когда то посещали Оптину. Сюда к старцам приезжали Достоевский, Гоголь, Жуковский, Аксаков, Есенин, Толстой. Особенно ярко и пронзительно была рассказана история о Льве Николаевиче Толстом. Поразительно, каким последствиям может привести гордость даже такого гениального мыслителя и писателя как Л.Н.Толстой - к прелести, восстанию на Бога, и как результат - написанию собственного «евангелия» и отлучению от церкви. Не потому ли Толстой является самым читаемым за рубежом русским писателем, что душа прагматичного европейца находит что-то близкое и родное в его философии. «Зеркало русской революции»- говорил о нем Ленин. В Толстом черпала идеи кровавая большевистская власть. В Советском Союзе Л.Н.Толстой  был самым издаваемым и изучаемым классиком. Его портретами, вместо святых икон, были увешаны стены всех учебных и культурных заведений страны. Ну да Бог ему судия.
        Еще один поворот и мы въезжаем в лес, где, когда то давным-давно раскаявшийся душегуб и разбойник Опта основал  то, что сейчас называется Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, и является жемчужиной Русской Православной Церкви. 
        Оптина встретила нас прекрасной солнечной осенней погодой. Первая заповедь опытного паломника – узнать, где находится трапезная, и позаботиться о ночлеге. Гостиница в Оптиной достаточно комфортная и удобная. Четыре двухъярусные кровати, мягкая и чистая постель, столик, стулья, вешалка – вот вся немудрящая гостиничная обстановка. Все просто, чисто  и удобно. С прошлого приезда ничего не изменилось. Трапезная на том же месте, где была раньше, правда чайную комнату переместили в другое здание, сделав из нее полноценный буфет или что-то вроде кафешки. Разобравшись с этими немаловажными бытовыми вопросами, мы пошли в монастырь.
 
       Погода резко изменилась. Начался осенний, сильный и холодный дождь, который, то прекращаясь, то заново начинаясь, сопровождал нас все время нашего нахождения в монастыре. Пройдя монастырские ворота, я словно попал в другой мир. Я достаточно часто бываю в монастырях, и почти всегда, проходя на территорию обители, физически ощущаю изменение атмосферы вокруг себя и в себе самом. Со временем к этому состоянию привыкаешь и перестаешь его замечать, но первые ощущения всегда очень сильные. Те же самые ощущения возникают при соприкосновении со святынями – иконами и мощами. Все как будто происходит не со мной, сознание как будто накрывается некоей пеленой. Может быть, сам Господь оберегает нас от излишних впечатлений? Ведь мера вместимости благодати у всех  разная и наше сердце может не выдержать этого Божественного потока, который источают святыни. 
       Богатство Оптинского монастыря - это мощи святых старцев, подвизавшихся здесь в разные времена. Это они своей жизнью и подвигами прославляли эту обитель. К ним съезжались тысячи и тысячи людей со всей России. К ним едут и сегодня. Едут просить святых молитв о спасении души,  о даровании здоровья, об избавлении от бед. Двадцать лет тому назад народ Российский обрел трех новых молитвенников и заступников  в обители Оптинской просиявших. Имена иноков Трофима, Ферапонта и иеромонаха Василия известны всему православному миру. Не счесть чудес, происходящих на их могилках. После моей первой поездки в Оптину, решились мои проблемы с покупкой квартиры. Помню, как просил о помощи этих новомучеников, и вдруг возникла твердая уверенность, что все будет нормально. Вообще моя жизнь после той первой поездки в Оптину, разделилась на «до» и «после». Видимых изменений, за исключением покупки квартиры, в жизни моей не произошло, но отношение к этой самой жизни и к смерти очень сильно изменилось. Ведь не секрет, что отношение современных людей к святым мученикам прошлого, к их жизни и подвигам скорее как к неким сказкам или небылицам. Их жития написаны слогом, каким обычно рассказываются былины. А тут, глядя на звонницу с памятной доской, пропитанной их молодой кровью, отчетливо представляешь ту страшную ночь, после которой «Оптина потеряла трех монахов, а обрела трех ангелов».
Отче Трофиме, отче Ферапонте, отче Василие, молите Господа Бога о нас грешных!
         Поклонившись могилкам новомучеников, приложившись к мощам преподобных, мы направились на вечернюю службу, чтобы утром, на ранней литургии причаститься Святых Христовых Тайн. Исповедь в Оптиной происходит обычно не в том храме, где совершается служба, а  соседнем храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. Исповедников, как всегда, было очень много, и батюшек, принимавших исповедь,тоже было несколько. Исповедовавшись, идем в храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и служится Божественная литургия. У Оптинцев прекрасный хор. По моему глубокому убеждению, качество хора определяется не нотами, которые могут взять певчие, а тем настроением, которое они создают у присутствующих в храме. Повторюсь - у Оптинцев прекрасный хор. Причастие Святых Тайн в Оптиной - это особенное событие для православного русского  человека. В свою первую поездку в Оптину пустынь, во время причастия я потерял ощущение пространства вокруг себя. Была только Чаша и я. К сожалению, подобного состояния я больше ни разу не испытывал. И в этот раз было не так, как тогда, три года назад. В этот раз было много причастников. И как следствие, много возни и толкотни. Тем не менее, после причастия настроение было замечательное. Нам и еще одной группе, кажется из Челябинска или из Уфы, провели экскурсию по территории монастыря. Удивительно, как мало в паломнических поездках мы придаем значения этой светской,и кажется, не нужной процедуре. Даже после скучной и неинтересной экскурсии под холодным октябрьским дождем и ветром, совершенно изменилось восприятие окружающей действительности. В дальнейшем, наш руководитель о. Амфилохий в течение всего нашего путешествия старался организовать нам подобные экскурсии.
        Все-таки, как замечательно иметь рядом с собой в паломнической поездке священника. Очередное подтверждение этому я получил в часовне на могилках Оптинских новомучеников, где наш батюшка после небольшой литии, одев поручи и епитрахиль, всех присутствующих помазал маслицем от лампадки отца Василия.Слезы наворачивались на глаза от умиления. Я плакал. Да и не только я.
  Затем наш батюшка служил молебен с акафистом преподобному Амвросию Оптинскому. В Оптиной существует замечательная традиция, на которую я обратил внимание еще в свой первый приезд.До начала молебна или чтения акафиста раздаются брошюрки с текстом акафиста всем присутствующим в храме людям, и каждый находящийся в храме человек, может лично участвовать в молебне, читая про себя, вместе со священником, молитву и вслух подпевая певчим.  
  После окончания молебна  мы пошли полюбоваться на монастырский Предтеченский скит, где отгородившись от всего остального мира, особый, сугубый подвиг совершают монахи-отшельники. Поразительно, что даже монастырские условия жизни, считающиеся нами мирянами совершенно невыносимыми, для этих людей кажутся не достаточными,  и они добровольно накладывают на себя тяготы строгой скитской жизни. Поражает то, что в 21 веке есть люди, живущие  по законам  полуторатысячелетней давности. Это люди не с какой-то другой планеты. Это люди из нас. Значит, в принципе, и мы можем. Да только хотим ли? 
  Вот и пришла пора прощаться с Оптиной. Монастырь  встретил и проводил нас хорошей погодой. Дождя, который лил как из ведра, словно и не было. Было немножко грустно от предстоящего расставания. Вернемся ли мы к тебе, святая обитель, снова? Одному Богу известно. Наш путь лежал в Шамордино.
3. Шамордино.
        Вариантов произношения этого названия два, а может и больше, но самые распространенные: Шамордино и Шамордино. Какой вариант верный? Не знаю. Судя по всему, оба варианта произношения правильные. По крайней мере, даже среди насельниц монастыря я слышал и то и другое произношение. Полное название обители - Казанская Свято-Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь.
       Первое, что бросилось в глаза в Шамордино-это огромное количество кошек. Местные насельницы написали объявление – «отдадим котят породы «крысолов» в добрые руки». Упитанность кошек свидетельствует о том, что с материальной точки зрения монастырь не бедствует. По крайней мере, не голодает. Количество насельниц монастыря растет. Три года тому назад их было меньше. Это заметно даже визуально.
       В монастыре служат по Афонскому уставу. Службы долгие, красивые. Монастырь полон какого-то очарования. Наверное, потому, что он женский. Прошлый наш приезд совпал с праздником преподобного Амвросия Оптинского. Накануне весь монастырь был занят подготовкой к празднику. Ожидалось большое количество гостей, а их, как известно, нужно встретить, приютить, накормить. По этому, наш приезд оказался кстати. Нас тут же привлекли работам в трапезной. Вместе с келарем Валентиной, я и наш водитель Михаил носили из монастырского погреба в трапезную кадушки с солеными огурцами, маринованными грибами и прочими разносолами. А апофеозом нашей деятельности была чистка хрена. Хрена в монастыре в тот год уродилось много, а желающих чистить – мало. Единственным добровольцем был монастырский батюшка, который в свободное от службы время чистил этот вкусный, полезный, но очень злой корнеплод. Келарь Валентина сказала нам по секрету, что сестры чистят хрен в качестве наказания за какую-либо провинность. Мы же народ деревенский, ко всему привыкший и хреном нас не испугаешь. Процесс чистки длился достаточно долго. За это время мы с Михаилом успели поговорить на множество тем, и даже как-то сблизились. Правильно говорил кот Матроскин – «совместный труд, если для моей пользы, он объединяет». Закончили мы работу ближе к полуночи. И только мы собирались уходить, как пришла матушка-игумения. Валентина представила нас. Матушка нас поблагодарила за труды наши, благословила, и мы отправились отдыхать. Мне тогда запомнилось лицо матушки - очень усталое. Быть игуменией женского монастыря – это тяжелейший удел избранных Богом людей. А по приезду из нашей последней поездки я чисто случайно узнал, что игумения Александра скончалась в 2010 году. Т.е., мы общались с ней за несколько месяцев до ее кончины. Упокой Господи ее душу!
       Всенощное бдение совершалось в Казанском храме монастыря. Храм величественный, аж дух захватывает. Внутреннее убранство храма, как мне показалось, достаточно простое и строгое. Внимание всех прихожан храма привлекают иконы, оклад которых украшен бисером. Монахиня, которая вышивала эти иконы, под конец жизни тяжело заболела. Тем не менее, она продолжала работу, и делала она это всегда стоя на ногах, упираясь на костыли, считая для себя неприемлемым работу над иконой в сидячем положении. 
       В эту поездку со мной произошел весьма поучительный случай. На следующий день после нашего приезда, в воскресение, наш батюшка, отец Амфилохий сослужил монастырскому священнику на ранней литургии в храме Амвросия Оптинского. Нам же, в свою очередь, батюшка благословил на этой службе причаститься, и велел исповедать свои грехи во время всенощного бдения в субботу. Все наши женщины послушно выстроились в очередь ко исповедающему священнику. Но я - это не они. У меня свой, особый путь. Я решил - «какая разница, завтра исповедаюсь». На следующий день настало то самое «завтра». Мы с моим товарищем Анатолием в пять часов утра поспешили в храм на литургию. Надо заметить, что наш батюшка и некоторые из наших женщин-паломниц присутствовали на монашеской полуночнице, которая начинается в три часа ночи. Когда все спят, монахи молятся за всех нас. Ночь - это самое благодатное время для молитвы. Монахини каждую ночь, преодолевая естественную человеческую потребность во сне, идут и молят Бога о «труждающихся и обремененных», о «страждующих и путешествующих», о «благополучии земных плодов и временех мирных». Чувствовалось, что нашего батюшку очень тронул этот ночной молитвенный подвиг, и он поделился этим с нами. На что одна наша паломница резонно заметила, что «сложного в этом ничего нет, главное-привычка» и что «я сама так делала - и ниче». Вот так и не иначе!
       Итак, мы с моим товарищем Анатолием в пять часов утра поспешили в храм на литургию. К моему удивлению, я не заметил в храме исповедающихся. Постояв еще немного, я подошел к монахине за свечным столиком и спросил – «а когда же исповедь?». Монахиня лаконично ответила - «вчера». Оказывается, исповедь к воскресной ранней литургии происходит накануне в субботу, во время всенощного бдения, где наши спутницы и исповедались. Вот тут-то до меня стало доходить, что я могу остаться без причастия, к которому мы с Анатолием стремились и честно готовились. Чувство, охватившее меня в этот момент, одним словом охарактеризовать нельзя. Это смесь жалости к себе, обиды на себя и горечи оттого, что остаюсь без причастия. Вновь и вновь не устаю удивляться тому, что если человек чего-то искренне желает и это пойдет на пользу его душе, то Господь это желание исполнит. Уже вовсю шло причастие, а тут из алтаря вышел наш батюшка. Мы кинулись к нему, он нас поисповедовал и благословил причаститься. Исходя из вышесказанного, следует: если вам что-то говорит священник - делайте это. Не нужно откладывать на потом то, что можно и нужно сделать сегодня. Особенно если это касается нашей духовной жизни. И вообще, нужно быть алчным к Божией благодати и каждое событие, могущее так или иначе повлиять на нашу душу, нужно воспринимать незамедлительно и жадно. Теплохладным быть нельзя.
4. Калуга.
       Следующим пунктом нашего путешествия был Свято-Тихоновский мужской монастырь, находящийся в пригороде Калуги, известный тем, что здесь когда-то подвизался св. Тихон Калужский. История этой обители такова: св.Тихон проходя через эти места получил откровение от Божией Матери остаться здесь и нести подвиг отшельничества. Само слова «отшельничество» не вызывает у человека никаких ассоциаций. Для многих отшельник-это человек, живущий в одиночестве и вдали от людей. Только когда посещаешь места, где жили и молились эти люди, становится немного понятней, почему этих людей еще при жизни считали святыми. Вы были когда-нибудь одни в лесу ночью? В годы своей буйной молодости (возвращаясь от подружек) мне приходилось ходить ночью через реденький лесок, в котором зверя крупнее ежика отродясь не водилось, и я старался делать это быстро, потому что страх темноты, боязнь леса как среды обитания диких зверей - это страх природный, свойственный человеку на уровне инстинкта самосохранения. Жить круглогодично, в течение двадцати лет, в дремучем лесу средней полосы России с ее снегами и морозами, где жилищем тебе является дупло дуба, а твоими соседями – волки и медведи, где запросто можно сойти с ума от мошкары и комарья, а еще раньше от одиночества, где пищей тебе является то, что ты можешь выковырять из земли или сорвать с дерева, где твой «богатый» гардероб – это только то, что на тебе надето, жить добровольно и воспевать за это хвалу Богу – этого человеку сделать невозможно. Это под силу только ангелам. Именно поэтому жизнь монахов-отшельников называется «равноангельской». В монастыре есть музей св. Тихона, где особенно проникаешься этим чувством. Экскурсию по музею и рассказ о монастыре, о жизни св. Тихона о его исторической роли во времена называемые «смутными» провела нам молодая женщина, имя которой я, к сожалению, не запомнил. В храме мы поклонились мощам преподобного, находящимся под спудом и продолжили свой дальнейший путь. К сожалению, мы не попали к дубу, где жил преподобный, т.к., были ограничены во времени. Собственно, дуба, в котором подвизался св. Тихон, уже нет. Его когда-то уничтожили богоборческие власти. Но, Господь всем нам даровал утешение в виде точной копии того самого дуба, который чудесным образом появился около тридцати лет тому назад и к которому не зарастает народная тропа в поисках утешения и благодати.
5. Серпухов.
       Подъезжая к Серпуховскому Высоцкому монастырь, я предупредил своих путников к тому, что посещение этого монастыря отличается от всех ранее посещаемых монастырей. Я это знал по опыту, т.к. уже посещал его ранее. Сюда приезжают молодые люди с «богатым» жизненным опытом, и соответственно, с характерным поведением и внешним видом. Дело все в том, что главной святыней этого монастыря является знаменитая икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». Все мало-мальски интересующиеся религией люди знают, что перед этой иконой молятся во избавление от пьянства, наркомании и прочих «радостей» жизни. По этому, контингент паломников этого монастыря весьма сложный. Основная масса людей приезжает в эту обитель не в духовно-просветительских целях, а от безысходности. Ужас того состояния, в котором находится алкоголик или наркоман может осознать лишь тот человек, который в этом состоянии когда-либо находился. Одни люди считают это болезнью, другие слабоволием или баловством, третьи пороком или страстью. Ни те, ни другие неправы. Алкоголизм - это сатанинская напасть. Бороться с ней медицинскими (медикаментозными препаратами), психологическими (кодировкой) или тем более, карательными (ЛТП) методами - бесполезно. Сатана уколов не боится! Тут необходимо Божественное вмешательство. Вот поэтому поток отчаявшихся, искалеченных, истерзанных этой напастью людей к иконе Божией Матери безконечен. Матери вымаливают у Заступницы своих детей, дети - своих родителей, жены вымаливают своих мужей, мужья – жен из ада, в котором находится алкоголик или наркоман, будучи еще на земле. Сколько людей избавились от пьянства и наркомании по Ее милости, знает только Она Сама. Огромное количество крестиков, украшений – это благодарность людей за помощь.
       Икона обладает каким-то поразительным магнетизмом, и, находясь рядом с Ней, хочется снова и снова прикладываться к ней. Все дорожные неприятности, неудобства, раздражение от нерадушного приема мгновенно улетучилось. Радость и восторг охватывает душу стоящего пред ликом Божией Матери человека. Наверное, это и есть благодать.
       В виду многочисленности паломников, монастырь материально благополучен. Это заметно по многочисленным стройкам, ремонтам и т.д. В виду материального благополучия монастыря, чувствуется некий снобизм во взаимоотношениях хозяев монастыря с его гостями. Это чувствовалось и в первый мой приезд и в этот раз я не смог отделаться от этого неприятного чувства и по этой причине мне страшно не хотелось оставаться на ночлег в этом монастыре. На мое счастье мест в гостинице для нас не оказалось и нам пришлось ехать дальше. Справедливости ради, стоит заметить, что работа с данным контингентом паломников должна откладывать своеобразный негативный отпечаток на характер насельников монастыря. Кто знает, может быть, монахи Серпуховского Высоцкого мужского монастыря и есть самые настоящие подвижники веры?
6. Троице-Сергиева лавра.
         По дороге в Сергиев Посад с нами чуть было не произошла серьезная авария, в которой мы могли бы серьезно пострадать. Меня всегда волновал вопрос, почему так часто случаются аварии с автобусами паломников? Не на пирамиды же Хеопса глазеть едет  народ, или на берег Мертвого моря задницами трясти. По святым местам едут люди, со страстями бороться и в грехах каяться. Отчего же в сводках дорожных происшествий часто фигурирует транспорт с богомольцами? От того, что дьявол делает все, что - бы человек не смог даже добраться до святынь. А сколько, по дьявольскому навету, скандалов и склок случается между богомольцами в паломнических путешествиях? Вы даже не представляете! Любая мелочь, неосторожная фраза, на которую в обыденной жизни вы даже не обратите внимания и просто отмахнетесь, внутри паломнической группы воспринимается очень остро. Господь же, нерадивым путешественникам (типа нас), которые едут праздно, без молитвы попускает скорби, дабы вразумить нас. Мы со всего размаху чуть не въехали в зад огромного черного «лексуса», который почему-то как вкопанный встал перед нашим автобусом. Божья милость, да реакция отца Амфилохия уберегла нас от большой беды. Дальнейшую часть пути мы проехали, читая акафист преподобному Сергию и больше приключений, слава Богу, не было.
       Приехали мы в Лавру накануне праздника преставления преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Устроится на ночлег, было решительно негде, а потому мы разместились в салоне нашего микроавтобуса. Меня совершенно поразило то, как паломники совершенно спокойно ложились на пол храма, в котором проходит исповедь, и нимало не смущаясь, спали. Время будто бы остановилось. За монастырскими стенами бурлит первая половина 21 века, а в монастыре, на полу, спят богомольцы так же, как и в 15 веке. В очередной раз ощутил на себе преимущества путешествия со священником. Доступ к мощам был закрыт по техническим причинам. Ждали патриарха и по видимому наводили «марафет» в храме, где покоятся мощи преподобного. Однако, по просьбе о. Амфилохия нас пустили и мы спокойно, без давки смогли приложиться к святыне. Затем исповедь и правило ко причастию. 
        Где-то я слышал фразу о том, что со священниками дружить не нужно, т.к. возникнут сложности при исповеди. Ведь человек, по своей слабости постесняется признаваться в грехах человеку, с которым его связывают личные отношения, даже если это священник. Особенно если это грехи, связанные с интимной стороной человеческой жизни. Внешне благополучный, добропорядочный семьянин не признается другу-священнику, что есть в душе блудная страстишка, и заставляет эта страстишка человека лазать по ночам по порно-сайтам, что бы еще больше разжечь свои похотливые фантазии. И утаивать грехи нельзя и признаться боязно, как бы друг-священник не отвернулся бы от него. А в Лавре я каялся перед священником, которого я видел в первый и, наверное, в последний раз в своей жизни и, по этой причине, я исповедал ему грехи, которые мне казались смешными и мелкими, но, однако же, совесть тяготили. И так легко и хорошо мне стало после этой исповеди, что бывало со мной редко и удивило меня весьма.
         Наступило утро праздничного дня, и мы поспешили на праздничную Литургию. Размеры храма, его благолепие, количество народа, пение хора, все это поражало. Особенно пение хора. Профессор А.И.Осипов в своих телевизионных лекциях не скрывает своего раздражения от слишком громкого пения и, кажется, я понял, что он имел в виду. Признаться, мне было слегка не по себе от богатырского пения лаврского хора, по крайней мере, мое внутренне состояние не было созвучно с внешним звучанием. Но это мое личное впечатление. Всю службу меня не оставлял вопрос: если бы эти ребята пели в нашем Дракинском храме, смогли бы они без акустического оборудования перепеть нашу певчую тетю Нину? Наверное, смогли бы. Хотя…
         В первый раз в жизни мне посчастливилось присутствовать на патриаршей службе. Такое количество священнослужителей, епископов, митрополитов я раньше никогда не видел. Создается ощущение грандиозности происходящего действа. Правда, давка тоже была грандиозная.
         Впервые в жизни воочию увидел Патриарха. Все-таки есть у людей облеченных властью какая-то внутренняя энергетика, которая заставляет людей обычных преклоняться перед ними. По большому счету, Патриарх РПЦ это не папа Римский, который в глазах католиков - наместник Бога на земле (что закреплено догматически), а всего лишь один из Архиепископов церкви, но в присутствии Патриарха Кирилла вольно или невольно испытываешь благоговение. Ну и свита, охрана, журналисты, и пр. то же создают ореол исключительности данного человека. В действительности же, предстоятелю Русской Православной церкви сегодня очень нелегко. При советской власти основной задачей патриарха было физическое сохранение храмов, монастырей и немногочисленной паствы, а сейчас и храмы строятся, и президент с премьер-министром на Пасху и Рождество стоят в храме Христа Спасителя, и народу в праздники - не протолкнешься, а ненависти и презрения к Православной церкви меньше не становится.
         Ладно бы какие-нибудь атеисты или сатанисты церковь поносили, у них работа такая, но нет же, обычные люди, когда-то крещеные, такое несут, что в ужас приходишь. Был свидетелем того, как разговаривали два совершенно обычных человека, темой разговора был священник нашего прихода. Суть рассказа в том, что якобы какой-то знакомый другого знакомого привез в храм крестить ребенка, и якобы священник был то ли пьян, то ли груб, в общем, вел себя самым непристойным образом. Т.е. рассказ был совершенно не оригинальным, и не привлек бы моего внимания, если бы не та ненависть, с какой этот рассказ сопровождался. Я прекрасно знаю этого священника в течение пяти лет, исповедуюсь у него, если есть вопросы и проблемы, то консультируюсь у него, и знаю, что рассказ этот - чистейшей воды вранье. Он по природе своей интеллигентнейший человек. Ну не может этот батюшка вести себя подобным образом! Откуда этот навет? Мне было бы понятно, если бы речь шла об «оборотене в погонах», враче – коновале или чиновнике – взяточнике, т.е., гражданском служащем, с которым эти люди так или иначе, лично сталкивались, конфликтовали или могли бы в любое время столкнуться в быту. Но ведь эти простые обычные мужики никогда не были в церкви и никогда, наверное, не будут, но священник для них все равно враг. Почему так? Почему люди, не знающие о православии абсолютно ничего, так рьяно ее осуждают? Почему часы патриарха были самой обсуждаемой темой Интернета? А уж пляска в храме Христа Спасителя девах из Pussi Riot вообще расценивается обывателем как подвиг, а «проклятые попы их в тюрьму упрятали». Я убежден, если бы в т.н. панк-молебне не было затронуто имя первого лица государства, то никаких санкций к ним не последовало бы. Да и внутри самой церкви масса случайных людей, а то и «засланных казачков» своим поведением, стяжательством, высокомерием компрометирует Святую Церковь и отвращает людей от воцерковления. Разобраться со всем этим, задача для нашего Патриарха архиважная, но и архисложная. Бог в помощь ему!
 7. Заключение.
        Ну, вот, наверное, и все впечатления, с которыми хотелось бы поделиться. Я намеренно старался писать не об истории того или иного монастыря, не о его святынях, чудесах, а о том состоянии, о тех мыслях, которые возникают в паломнических поездках, о тех изменениях в жизни, которые обязательно возникают после посещения святых мест. Мой спутник Анатолий спустя пару месяцев после поездки при встрече задал странный вопрос – «как ты думаешь, Юрий, наша поездка, посещение стольких святынь, все это напрасно?». Я попытался в ответ что-то сумничать, мол, как ты можешь так думать, все, мол, не напрасно и т.д., а сам задумался, в чем же основная польза паломнических поездок? Благодать? Может быть. Но не факт. Факт в том, что съездив один раз по святым местам, хочется ехать снова. А значит, новая паломническая поездка это новая встреча со Спасителем, Его Пречистой Матерью, Его Святыми угодниками, Его служителями, Его народом. Порой эти встречи просто поражают. Так меня поразил крестный ход вокруг Троице-Сергиевой лавры, со множеством народа, хоругвей, икон, флагов (казачьих и имперских), на одном из стягов был изображен певец Игорь Тальков, изображен так, как изображают Спаса Нерукотворного на убрусе. Я слышал, что многие почитают Талькова как пророка и исповедника, и особенного значения этому не придавал,  но когда увидел все это своими глазами, я понял, что это перебор. Кумиров творить себе нельзя. Тем более приравнивать их Спасителю. Мы же делаем себе объектами уважения и почитания политиков, бизнесменов, артистов; считаем признаком хороших отношений с Богом наличие денег, здоровья, удачливости. И если мы любим Бога, то только за его блага. Точнее, мы любим не Бога, а его блага. Так вот, поездка по святым местам это встреча с людьми, которые раз в жизни всем сердцем возлюбили Господа и всю свою жизнь этой любви не изменяли. Из-за таких людей, живых или уже вышедших мощами, Господь еще верит в нас. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных. Аминь!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Православный календарь на сегодня

Поиск по сайту

Последние комментарии

  • Воспоминания игумена Пахомия о схиигумене Иерониме.
    • Очень хорошая статья. Я была знакома с Батюшкой Иеронимом, который был моим духовным Отцом при жизни.

      Подробнее...

       
    • Статья очень хорошая а если еще читаешь и вникаешь в каждое написанное слово душой и самому становится ...

      Подробнее...

       
    • Очень хорошая статья.

      Подробнее...

  • Памятная поездка по святым местам Москвы.
  • Рассказ о храме
    • Очень прошу помолиться об избавлении от демонических сил, колдовства и долгов р.Б.Николая и ...

      Подробнее...